Сократить несокращаемое, или Немного об антикризисном плане Минфина по заморозке бюджетных расходов


Как известно, Минфин в конце июня в рамках презентации нового антикризисного плана внес предложение о фиксации расходов федерального бюджета на ближайшие три года на номинальном уровне прогнозных показателей 2017 года. Сумма расходов составляет на текущий момент 15,78 трлн рублей, и именно столько, по мнению министерства, может себе позволить в ближайшие три года тратить страна, не разгоняя инфляцию, не опустошая резервы и не прибегая к излишнему наращиванию госдолга.


Согласно текущим расчетам, дефицит бюджета в этом году вырастет почти до 3 трлн рублей и составит значительно больше бумажных 3% ВВП — при этом в условиях достаточно вялой приватизации и налоговых сборов, не дотягивающих до ожидаемых величин, в Резервном фонде к концу года останется менее триллиона рублей.


На совещании у Дмитрия Медведева этот план был одобрен практически единогласно, несмотря на высказывания отдельных министров о том, что их ведомствам не хватит средств на все расходы, также известно, что идею поддержал и президент. Цифры, однако, еще будут пересматриваться, возможно, речь будет идти о перераспределении средств внутри программ. Пока что предполагается, что даже в номинальном выражении будут сокращены 36 из 42 государственных программ, увеличиваются лишь расходы на пенсионное обеспечение, экономическое финансирование и обслуживание госдолга.


При текущем макроэкономическом прогнозе предполагается последовательно снижать дефицит бюджета на полпроцента ВВП ежегодно, доведя его к 2020 году до минимальных значений, источниками финансирования в любом случае выступят Резервный фонд, приватизация и облигационные займы, также министр финансов считает допустимым изъятие части средств из Фонда национального благосостояния, не сильно, по его словам, отличающегося от Резервного, хотя расходование фондов Минфин будет всеми силами стараться минимизировать.


В соответствии с этим планом была обновлена валютная модель Conomy, описывающая расчет справедливого среднего курса доллара США к рублю на каждый год среднесрочного прогнозного периода в зависимости от качества исполнения доходной части федерального бюджета и ее структуры, а также от динамики и конъюнктуры сырьевого рынка.


В основу пятилетнего прогноза заложено предположение о механизме поддержания рублевой цены на нефть на уровне, достаточном для формирования нефтегазовых доходов бюджета в объеме, обеспечивающем как минимум бездефицитное исполнение бюджетных расходов и примерно соответствующем текущим представлениям о ее движении в коридоре, границы которого исторически сдвигаются соответственно темпам инфляции и объемам принятых бюджетных обязательств. За основу расчетов в модели берется цена нефти марки Urals, за счет продаж которой и пополняется российский бюджет и цена которой прогнозируется с дисконтом к цене нефти марки Brent.


Показателем первостепенной важности в данной модели является размер нефтегазовых доходов федерального бюджета. Предполагаемые размеры планируемых бюджетных доходов вплоть до 2018 года были обозначены в заключении Счетной палаты на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», а также в расчетах Министерства финансов к формированию федерального бюджета, но эти показатели в любом случае в ближайшее время будут пересмотрены, поэтому в основе лежит заявленное Антоном Силуановым доведение дефицита федерального бюджета к 1% ВВП к 2019 году и вывод его на минимальные значения к 2020-му. 


В 2020 году в связи с прогнозируемым возвратом цены на нефть к уровню 75–80 долларов за баррель величина бюджетных расходов будет постепенно возвращаться к историческим темпам роста и будет скорректирована как минимум на значение темпа инфляции, не говоря уж об индексации и новых госпрограммах. Исходя из озвученной Аркадием Новаком стратегии, предполагающей снижение доли нефтегазовых доходов в доходной составляющей федерального бюджета до 42−43% в перспективе ближайшего десятилетия, несмотря на текущий процент в районе 36−37%, обусловленный низкой рублевой стоимостью нефти в первом полугодии, доля этих доходов будет с ростом цен постепенно двигаться к названным министром значениям.


Величина планируемых бюджетных расходов при верстке бюджета определяется не только целевым значением рублевой цены барреля нефти, но и прогнозируемыми объемами добычи и реализации нефти и нефтепродуктов, однако, в условиях пониженной рентабельности, растущей налоговой нагрузки и действующих санкций, средний объем добычи и экспорта углеводородов пока что прогнозируется с незначительным ростом относительно уровня 2015 года, и, с учетом статистически допустимой погрешности, его влияние на данную модель нивелируется.


В итоге модель позволяет не только получить справедливые значения курса доллара вплоть до 2020 года, но и рассчитать справедливый курс доллара на текущий момент при условии, что цена на нефть марки Brent весь год находилась бы на том уровне, где находится сегодня. По состоянию на 20 июля справедливый курс доллара равнялся бы 60,71 рубля за доллар США.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.