Мировая алмазодобывающая промышленность. Часть 2. Финансовые показатели компаний

В первой статье мы в общих чертах рассмотрели географию добычи алмазов в мире, динамику и структуру добычи, проследили движение алмазов между основными производителями и потребителями. В этот раз поговорим о производственных и финансовых показателях крупнейших алмазодобывающих компаний, сравним их между собой, выделим общие и противоречивые тенденции в отрасли.



Фото: http://masterok.livejournal.com/1389256.html


В прошлый раз мы выделили несколько крупных компаний, которые теперь рассмотрим подробнее. Начнем с географии их деятельности.


          Компания          География деятельности
АЛРОСАРоссия
De BeersЮАР, Ботсвана, Намибия, Танзания
Rio TintoАвстралия, Канада, Зимбабве
Domonion DiamandКанада
Petra DiamandsЮАР, Танзания

Так как сбытовые подразделения компаний разбросаны и не принимают непосредственного участия в производстве, их география не учитывалась. 



Динамика добычи алмазов компаниями разнонаправленная. Три из пяти компаний в 2015 году нарастили объёмы добычи. Добыча в целом по миру выросла на 3 млн карат, или на 2,4%. Текущий уровень добычи далёк от максимумов, однако в случае с отдельными производителями динамика может сильно варьироваться от компании к компании. 


Объёмы добычи и объёмы реализации также могут сильно различаться. Накопление на складах значительных объёмов произведённой продукции — не редкость для крупных игроков отрасли.



В 2015 году падение объёмов реализации наблюдалось у трёх самых крупных компаний. Информацию об объёмах продаж за 2015 год у Rio Tinto найти не удалось, но, судя по выручке, тенденция такая же, как у «Алросы» и De Beers. Более стабильно обстояли дела у Dominion Diamand и Petra Diamands, однако это, вероятно, обусловлено более высокой долей промышленных алмазов в структуре их реализации, которые, к слову, у той же «Алросы» продавались не намного хуже, чем годом ранее. В целом для рынка тенденция снижения объёмов продаж, обусловленная отчасти нежеланием снижать цены, очевидна. В начале 2016 года крупнейшие производители всё же пошли на снижение цен с целью не допустить чрезмерного накопления готовой продукции на складах.


Наиболее репрезентативно результаты продаж отражает выручка. При неизменности, а тем более при снижении объёмов реализации вкупе с влиянием цен, падение выручки будет у всех компаний значительным. Однако необходимо помнить, что все участники рынка имеют неоднородную продукцию, а потому средневзвешенные цены отдельных компаний могут сильно различаться. 


Единственной компанией из рассматриваемых, выручка которой выросла в 2015 году, стала Dominion Diamand. Выше мы отмечали также значительный рост объёмов реализации, что отчасти объясняет тенденцию. Впрочем, существенный рост реализации, в свою очередь, противоречит снижению производства, а потому по всей видимости имеет место реализация накопленных запасов, и как будут обстоять дела дальше не ясно. 


Не все представленные компании работают на долларовых рынках, а потому динамика выручки в валюте основной деятельности может отличаться. Наиболее яркий пример — «Алроса», рублёвая выручка которой благодаря курсу существенно подросла, даже несмотря на снижение выручки в долларах США. 



Данные по чистой прибыли можно привести как справочные. Anglo American, которой принадлежит De Beers, чистую прибыль по отдельным сегментам не раскрывает.


 



Отрицательная чистая прибыль «Алросы» в 2014 году — следствие убытков по курсовым разницам и в действительности негативных последствий для компании не имела.


Динамика выручки и чистой прибыли могут не в полной мере отражать положение дел в компании, поэтому сравним компании по показателю EBITDA.



Раз уж выручка и EBITDA у нас есть, имеет смысл рассчитать рентабельность рассматриваемых компаний.  



И тут картина уже несколько иная. Если рост рентабельности у Domonion Diamand объясняется ростом продаж и выручки, то в случае с «Алросой» и Rio Tinto причины нужно искать в другом. Впрочем, как уже не раз упоминалось, «АЛРОСА» работает на российском рынке, то есть в рублях, а потому при переводе показателей отчётности в доллары нельзя забывать о том, что изменение курса всё равно найдёт своё отражение, только в части затрат. Таким образом, снижение выручки в долларах США было компенсировано ещё более внушительным снижением расходов, номинированных в долларах, в результате девальвации рубля. Отсюда и рост рентабельности. География деятельности Rio Tinto более обширна, но и там укрепление доллара стало одной из причин роста рентабельности.  



Интересна динамика капитальных затрат компаний. Тут почти везде наблюдается либо рост, либо стабильность. Снижение в случае с «Алросой» — проделки всё того же курса, в рублях величина достаточно стабильна. Аналогичная причина снижения и у Rio Tinto. Прочие участники рынка в этом отношении показали прирост. Стоит также отметить, что капитальные затраты принято делить на две составляющие — sustaining и expansion, или затраты на поддержание текущего уровня добычи и затраты на её увеличение. Первая составляющая, как правило, относительно стабильна. Резкий рост капитальных затрат почти всегда связан с планами по увеличению производства, а потому, учитывая и некогда больший объём алмазного рынка, в будущем следует ждать нового роста объёмов добычи и реализации. Справится ли рынок с возросшим объёмом предложения — вопрос. Крупные игроки привыкли жить в ситуации, близкой к олигополии, и агрессивная политика расширения пока небольших, но стремительно растущих компаний может в будущем ударить по ценам.  


К долгосрочным рискам для отрасли можно отнести и развитие производств синтетических алмазов. На данный момент такое производство стоит больших денег и находится в зачаточном состоянии, но технологии развиваются быстро, а потому в скором времени, возможно, практически любой камень можно будет получить искусственно. Скорее всего натуральные алмазы не потеряют полностью спрос даже при наличии неограниченного предложения искусственных, так как ювелирная отрасль в этом отношении достаточно консервативна — высокую цену имеет не столько сам камень, сколько престиж обладания им, а дешёвые аналоги такого престижа не дадут. Тем не менее, искусственные алмазы вполне могут заменить промышленные, однако вторые получаются как побочный продукт, а потому точно никуда не исчезнут, разве что в цене упадут.


В целом положение компаний алмазодобывающей отрасли можно назвать устойчивым. Даже несмотря на падение спроса на алмазы, рентабельность остаётся высокой, а после не самого удачного 2014 года основные игроки рынка получили положительный итоговый финансовый результат. Драгоценные камни, на которые идёт большая часть наиболее дорогих алмазов, имеют стабильный спрос, а потому в долгосрочной перспективе отрасль выглядит привлекательной для инвесторов. Что касается российской «Алросы», то значительную поддержку ей оказало падение курса рубля. Компания планирует постепенно наращивать производство и искать новые рынки сбыта. Учитывая её положение в отрасли, сильные и стабильные финансовые результаты последних лет и огромные ресурсы и запасы, перспективы выглядят очень позитивно.  

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.