Доля рынка розничных сетей в России


Кризис — время для реформирования системы.  


Последние годы рынок розничной торговли начал свою консолидацию. Логичный процесс в нестабильной экономике. Покупательная способность населения падает, продавцы закладывают эти потери в цену продукции, а в этих ценах еще и инфляция заложена, также о марже не забывать. Единичному розничному магазину этот процесс аукнулся. Банально не способны конкурировать с сетями магазинов, у которых в контрактах с дистрибьюторами заложены ретробонусы. Дистрибьютору выгоднее сотрудничать с обширными сетями, нежели с обычными ларьками или универмагами. На ближайший год надежды на увеличение покупательной способности не предвидится. При этом ситуация в экономике стабилизировалась, однако «хуже не будет» не означает «будет лучше».  Поэтому в долгосрочной перспективе выиграют однозначно торговые сети, расти которым однозначно есть куда. Вот, например, вырезка из годового отчета Ленты с долями рынка пяти крупнейших розничных сетей по странам. 


 


Соотношение динамики выручки и динамики оборота розничной торговли продовольственными товарами год к году выглядит так: 


 


Как видно, темпы роста оборота замедлились на 30% в 2015 году, при этом он в 3 раза меньше, чем у крупных розничных сетей. В прогнозе министерства экономического развития говорится о снижении темпов оборота общего спроса. Прогнозный темп роста оборота торговли продовольственными товарами при этом сократится вдвое по сравнению с 2015 годом, у основной пятерки розничных сетей прогнозируется только снижение на 20%. Разрыв растет. 


В среднесрочной перспективе, я полагаю, мы увидим такую картину: 



 DEUTSCHE BANK прогнозирует снижение темпов роста выручки крупнейших сетей. Рост выручки которых в прогнозных периодах постепенно замедлится и придет к оптимальному значению, которое составляет 10−11%. Торговая сеть не способна расширяться с одинаковой интенсивностью каждый год, например в 2015 году Магнит открыл 2 378 магазинов (рост 24,5%) в 2016 году у сети в планах открытие такого же числа магазинов. Темп роста в таком случае составит 19,7%. 


Активная фаза снижения темпов произойдет до первого «потепления» в сфере реальных доходов населения,  люди станут более лучше одеваться потребительский спрос выйдет на докризисный уровень. А в условиях плотной конкуренции среди розничных сетей и неконкурентоспособности рядовых универмагов, рост спроса придется на розничные сети, доля рынка которых увеличивается опережающими темпами.  

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.